Коллекции


БОГИНИ

Копии предметов пермского звериного стиля с изображением женского божества.

медведи

Копии предметов пермского звериного стиля с изображением медведя. Чаще всего — медведя в жертвенной позе.

Коньковая подвеска

Коньковая шумящая подвеска с утиными лапками. Оригинал IX-X вв.  Бронза, литьё. 4,7х5,6 см. ПОКМ-11370/2 , найден в деревне Идогово Ильинского района Пермской области.

Источник— Искусство Прикамья.Чудские древности Рифея

Чердынская Богиня

Копия прорезной бляхи. VI-VII вв. Богиня, окруженная снизу и сверху лосиными головами, а по сторонам-высокими фигурами двух людей. Найдена при впадении реки Тимшер с Южную Кельтму в 1948 г.(Чердынский район Пермской области). Бронза, литьё. 14,5х6,3 см. ЧКМ-1929

Источник— Искусство Прикамья.Чудские древности Рифея

духи леса

Копия зооантропоморфного идола с четырьмя головами и разведёнными лохматыми крыльями. Датировка оригинала I-III вв. Выполнен в технике плоского рельефа. Глаза отмечены кругами, рот-треугольными выемками. Идол обнаружен в береговой осыпи на реке Язьва в 1965. (пос. Усть-Язьва Красновишерского района Пермской области). Бронза, литье. 16x10 см. Оригинал хранится в Чердынском краеведческом музее ЧКМ-3603

Источник— Искусство Прикамья.Чудские древности Рифея

человеколось

Прорезная бляха с изображением человеколося на ящерах. Оригинал VII-VIII вв. 7,8х2,8 см. ПГУ-коллекция М.Н. Зеликмана. (Верхнее Прикамье Пермской области). Бронза, литьё.

Человеколось — самое загадочное существо пермского звериного стиля с телом человека и головой лося. Часто окружает/охраняет других существ и богинь 

Близнецы

Близнецы, двойняшки..Сакральный сюжет, часто встречающийся в пермском зверином стиле, в окружении голов лосей, стоящие на ящере нижнего мира.

В описании краеведческого музея: Прорезная бляха. VIII-IX вв. Семейная пара на ящере под небосводом из лосиных голов. Из коллекции Теплоуховых. Найдено в Верхнем Прикамье Пермской области. Бронза, литьё. 7,7х4,2 см. ПОКМ-11 405/28

Всадник

Копия с Ажурской бляхи V-VI вв. На небольшой пластине мастер показал всадницу/всадника на лосе-коне, под ногами у которого десять голов ящеров, позади животное, скорее всего волк, а впереди летящая птица. Вверху арка из семи лосиных голов. Оригинал найден в Верхнем Прикамье Пермской области, Бронза, литье. 7х9,3 см. ПГУ-коллекция М.Н.Зеликмана. Хранится в Пермском краеведческом музее

Источник— Искусство Прикамья.Чудские древности Рифея

птица-летучая мышь

Копия птицевидный идол. VIII-IX ВВ. На груди человеческая личина. Очень натуральное и реалистическое изображено оперение.  Пришивался к одежде. Найден в окрестностях деревни Кондратьева Слобода Чердынского района Пермской области в 1980 г. Бронза, литье. 6х8,5 см. ПГУ-1497/2 

Источник— Искусство Прикамья.Чудские древности Рифея

Марийский костюм

Коллекцию предметов традиционного марийского костюма  мы собрали в этногафических экспедициях по деревням Суксунского района Пермского края. Там проживает этническая группа Сылвенских марийцев, которые сохранили уникальные черты своей культуры. Марийский костюм богат вышивкой и украшениями из бисера и монет. Платья, в основном сшиты из домотканого конопляного полотна. А нагрудные украшения содержат старинные монеты, как символ достатка и богатства.

Куклы народов мира

Коллекция кукол из разных стран мира. Гости, друзья и участники фестивалей часто привозили подарок КАМВЕ. Иногда это была кукла в национальном костюме или исполненная в уникальной технике. 

Кукла КАМВА

Кукла КАМВА была изготовлена к Международному фестивалю KAMWA 2013 и представлена на выставке кукол. Выставка сопровождала первый Конкурс KAMWA moda и проходила в манеже СПАРТАК. Уникальность куклы в том, что она сделана с облика реального человека — Ксении Лядовой (ныне Конюшевич), которая много лет была символом фестиваля KAMWA. Платье на кукле повторяет оригинальное платье, разработанное специально для символа фестиваля пермским кутюрье Еленой Куликовой. Кукла КАМВА и платье хранится в музее КАМВЫ.

Куклы в традиционных костюмах народов Прикамья

Совместный проект КАМВЫ и студии ИГРАМАТИКА, разработанный на основе аутентичных костюмов народов Пермского края из коллекции КАМВЫ. Были изготовлены 5 картонных кукол (коми-пермячка, удмуртка, марийка, русская и татарка), которые можно вырезать и без труда собрать. В комплект входит инструкция и все необходимые крепления.

Куклы-шаманки

куклы выполнены в угорской традиции 

Ирина Филичкина

    Трёхликая богиня

    Образ крылатой трехликой богини связан с почитанием верховного женского божества, распространенного у всех финно-угорских народов. В сложной композиции бляхи представлена взаимосвязь миров мифологической Вселенной: богиня стоит на ящере, который является символом нижнего мира, а лосиные головы птиц олицетворяют небесную сферу.

    VII— VIII вв. Место находки — деревня Усть-Каиб Чердынского района. Хранится в Чердынском краеведческом музее. 

      Человеколось на ящере

      Композиция представляет классический для пермского звериного стиля сюжет, в котором ведущая роль отводится культурному герою в головном уборе из лосиной головы, расположенном на ящере. Персонаж показан в динамичной позе, голова и ноги изображены в профиль, а туловище развернуто в фас. На его лице подчеркнуты глаз и рот, на руках пять пальцев. Человеколось стоит на полусогнутых ногах на ящере, пасть которого раскрыта, туловище вытянуто, имеются короткие лапы и хвост. По сторонам изображения находится витой кант. 

      VII— VIII вв. Место находки — Верхнее Прикамье, коллекция М.Н. Зеликмана. Хранится в Пермском краеведческом музее

        Семья

        В центре композиции находятся три антропоморфных персонажа, два из которых являются взрослыми, а третий — ребенок. Отчетливо представлены черты лиц – глаза, нос, улыбка. Схематично представлены руки и ноги героев. Другим элементом композиции является ящер, на котором стоят все представители семейства.Ящер изображен схематично, угадывается вытянутая морда, тело и лапы этого хтонического существа. Верх композиции увенчан сводом из двух лосиных голов. VIII— IX вв. 

        Место находки — Чердынский район. Хранится в Чердынском краеведческом музее.

          Близнецы

          В центре композиции два одинаковых культурных героя, с руками на поясе, с подчеркнутыми чертами лица – глазами, носом и ртом. Они стоят на ящере, у которого вытянутая морда и короткие лапы, над головами близнецов помещен свод из двух лосиных голов. Как известно, мифы о близнецах распространены у многих народов мира. Один из близнецов является положительным героем, он создает все полезное и важное, а второй является его противоположностью, он является разрушителем. Порядок и хаос, таким образом, проявляются в дуалистичной природе близнецов. При этом они включены в традиционную модель Вселенной пермского звериного стиля – небесный свод из лосиных голов и подземный мир, олицетворенный фигурой ящера. VIII — IX вв. 

          Место находки — село Редикор Чердынского района. Хранится в Чердынском краеведческом музее. 

            Птицевидный идол с личиной на груди

            Фигурка хищной птицы с распростертыми крыльями. Передняя часть головы выполнена объемно, подчеркнуты уши, глаза и клюв, а также оперение крыльев и хвоста. На груди птицы между лапами с тремя когтями помещена антропоморфная личина. Вверху крыльев имеются отверстия для крепления. Данный сюжет является одним из самых распространенных в пермском зверином стиле. 

            Место находки — деревня Кондратьева Слобода Чердынского района. Хранится в Пермском краеведческом музее.

            Божество плодородия

            Культурный герой, с которым, возможно, связывалось появление земледелия. Об этом свидетельствуют зерновые колосья, которые расположены по обеим сторонам персонажа и склоняются к его ногам. Верхний небесный мир представлен головами лосей, ему противоположен нижний мир, воплощенный в виде ящера. Культурный герой включен в космологическую модель Вселенной, олицетворяя земной мир. VIII — IX вв. 

            Место находки — деревня Омелино Чердынского района. Хранится в Чердынском краеведческом музее.

              Медведь в жертвенной позе

              В центре изображения голова медведя в фас между четырехпалыми передними лапами, уши оформлены декоративными бороздами, подчеркнуты глаза и нос. Пластина украшена кантом. Подобные изображения известны на территории Сибири и Урала, их связывают с культом медведя и с проведением обрядов, во время которых шкура убитого медведя укладывалась подобным образом.

              IV— V вв. Место находки — река Кын Лысьвенского района. Хранится в Пермском краеведческом музее.

                Шесть медведей в жертвенной позе

                Изображено шесть одинаковых по внешнему виду голов медведей между передними трехпалыми лапами. Три головы расположены горизонтально в нижней части пластины, три такие же головы размещены в центре пластины вертикально. Декоративно оформлены уши медведей, подчеркнуты глаза. Изображение шести медведей в жертвенной позе считается редким сюжетом в культовом литье Урала и Сибири. VI— VII вв. 

                Место находки — Верхнее Прикамье. Хранится в Пермском краеведческом музее.

                  Трёхглавая птица

                  Композиция представлена образом летящей птицы с тремя головами. Средняя более крупная голова расположена в фас, две других в профиль. Туловище, крылья и хвост птицы орнаментированы полосками и насечками. Птицы в древней мифологии — это существа верхнего мира, при этом они выступали в роли посредников между мирами и служили воплощением человеческой души. Тройственность данного образа может означать усиление его магического действия. VI— VIII вв. 

                  Место находки — деревня Скородум Ильинского района. Хранится в Пермском краеведческом музее.

                    Личина в окружении двух животных

                    В центре композиции представлено лик с обозначенными глазами и ртом. С обеих сторон от личины находятся животные, возможно, это собирательные образы ящеров. Одно из животных крупнее по размеру, с более широким хвостом, декорированным насечкой. У него четыре лапы и две полосы проходят через все его туловище. Второе животное меньшего размера, но также с реалистично изображенными лапами и хвостом. Вся композиция заключена в круг, подобный сюжет является редким для пермского звериного стиля. VIII– IX вв. 

                    Место находки — село Янидор Чердынского района. Хранится в Чердынском краеведческом музее.

                      Богиня в окружении Человеколосей

                      В центре композиции находится изображение богини, возможно, Великой матери. Подчеркнуты украшения на руках, ногах и поясе, а также головной убор. На лбу богини изображен круг. Она стоит на трех лосиных головах.С правой и левой сторон в позе поклонения расположены антропоморфные существа в головных уборах в виде лосиных голов.VI– VII вв. 

                      Место находки — река Тимшер Чердынского района. Хранится в Чердынском краеведческом музее.

                        Богиня, животные, птицы и змеи

                        На изображении можно увидеть композицию, в центре которой находится антропоморфное изображение богини, покровительницы животного мира. На это указывают птицы над головой, а также звери, которых она держит. По бокам находятся изображения змей, головы которых обращены к лику солнечного божества, олицетворяющего верхний мир.В самом низу присутствует ящер, который олицетворяет нижний мир. Таким образом, данный сюжет можно назвать космологической моделью мира. VII– VIII вв. 

                        Место находки — поселок Курган Чердынского района. Хранится в Чердынском краеведческом музее.

                          Два животных замкнуты в круг

                          Более крупное животное слева можно идентифицировать как лося с крупной мордой, имеются глаз и ухо. Второе животное напоминает хищника, возможно, волка, также реалистично обозначены его глаз и ухо. Оба животных соприкасаются мордами, передними и задними лапами. Данное изображение имеет два варианта интерпретации. Возможно, перед нами — борьба животных, сюжет, распространенный в скифо-сарматском зверином стиле. Но более убедительной представляется интерпретация о вечном круговороте жизни, противоположности и единстве двух начал, которые олицетворяют животные. 

                          VII— VIII вв. Место находки — Верхнее Прикамье. Хранится в Пермском краеведческом музее.

                            Всадник с летящей птицей

                            Сюжет, изображающий странствующего всадника на лосе (коне) с семью лосиными головами. Под ногами героя расположены головы ящеров, впереди его сопровождает летящая птица, а позади изображен медведь (волк). На бляхе, возможно, изображено верховное божество – покровитель всего живого, который путешествует по мирам Вселенной, путь ему указывает небесная птица. Сюжет замыкается витым кантом. V — VI вв. 

                            Место находки — Верхнее Прикамье (коллекция М.Н. Зеликмана). Хранится в Пермском краеведческом музее.

                              Культурный герой на ящере

                              В центре изображения находится антропоморфная фигура с крупной головой, на лице подчеркнуты глаза и нос. Руки героя разведены в стороны, под ногами находится ящер с вытянутой мордой и крупным глазом, лапы и хвост у него короткие. Композиция обрамлена витой рамкой, плавно переходящей в лосиные головы. VIII – IXвв. 

                              Место находки — деревня Семина Ильинского района. Хранится в Пермском краеведческом музее.

                                Четыре человеколося на двухголовом ящере

                                Композиция изображает четырех антропоморфных персонажей в головных уборах из лосиных голов в позе наездников на ящере. Тело двухголового ящера вытянуто, его правая голова крупнее левой и напоминает морду хищного животного. Подчеркнуты две лапы ящера, его туловище декорировано продольным кантом. VII— VIII вв. 

                                Место находки — Верхнее Прикамье, коллекция М.Н. Зеликмана. Хранится в Пермском краеведческом музее

                                  Два ящера

                                  Композиция состоит из двух фантастических зверей – ящеров, в образах которых совмещаются черты пресмыкающихся, водных животных (бобр) и рыб. Верхний ящер, более крупный, находится на спине нижнего, гораздо меньшего по размерам. У верхнего ящера крупная массивная голова с бороздами на шее, подчеркнуты ухо, глаз, нос и пасть. Имеются широкий плоский хвост, декоративно оформленный насечкой, а также четыре лапы. Нижний ящер обладает вытянутым телом с двумя лапами и мордой, на которой имеются глаз и рот. Ящер является собирательным образом нижнего мира в модели Вселенной пермского звериного стиля. IV — V вв. 

                                  Место находки — Верхнее Прикамье, коллекция М.Н. Зеликмана. Хранится в Пермском краеведческом музее.

                                    Водоплавающая птица

                                    Реалистичное изображение водоплавающей птицы, возможно лебедя. Удлиненная шея, декоративной насечкой показаны крылья птицы. Водоплавающая птица в древней мифологии олицетворяет миф о появлении земли. Считалось, что водоплавающая птица достала со дна мирового океана горсть земли, которая превратился в земную твердь. В других вариантах мифа земля и небо произошли из разбившихся яиц утки. VI— VIII вв. 

                                    Место находки — деревня Скородум Ильинского района. Хранится в Пермском краеведческом музее.

                                      Личина под сводом из лосиных голов

                                      В центре композиции расположена антропоморфнаяличина с хорошо прорисованными чертами – носом, глазами и ртом. Сверху над личиной находится свод из двух лосиных голов с вытянутыми мордами, ушами и глазами. Низ композиции представлен ящером небольшого размера с открытой пастью и лапами. В традиционной для пермского звериного стиля модели Вселенной, состоящей из верхнего, среднего и нижнего мира, срединный антропоморфный персонаж мог быть дан в виде личины. VII — VIII вв. 

                                      Место находки — деревня Могильниково Чердынского района. Хранится в Чердынском краеведческом музее.




                                        Отправить сообщение
                                         Отправить сообщение
                                        Отмена
                                        Отмена